четверг, 26 января 2017 г.

«Зеленая Миля»


«Когда призовет Господь на свой суд праведный, Он спросит меня: «Почему ты убил одно из настоящих моих чудес?» Что я Ему скажу? Что это моя работа?»


«Зеленая миля» — это коридор в тюрьме, в блоке смертников. А написана книга от лица охранника этого блока, человека, который охранял преступников, потом провожал их в последний путь, а иногда и сам приводит «Старую Замыкалку» в действие.

Он сам — неплохой человек, с удовольствием никого бы не убивал, но... Великая депрессия, знаете ли. И потом, он не убивал, а казнил, приводил чей-то приговор в действие, а те, кто садится на электрический стул — действительно преступники. По большей части...

А вспоминает он это через много-много лет, в доме престарелых, уже очень старым человеком, похоронившим всех родных и друзей, всех ровесников, всех, кто был много младше... Его долгожительство безрадостно, но он знает, за что оно дано.

Он убил когда-то единственное чудо, которое довелось увидеть. Не со зла и не по незнанию, — это был его долг. К тому же тот, кого пришлось убить, сам попросил об этом. То есть все хорошо? Ну да... Только почему же так плохо-то?

Собственно, после прочтения книги уже не хочется что-то писать о ней, разбирая персонажей и их поступки, раскрывая, как в школьном сочинении, свое видение произведения: «в этом романе писатель хотел донести до нас... в образе такого-то мы ясно видим то-то... писатель разоблачает общество того времени, в котором превалировало...»

Нет, не хочется и даже неловко после прочтения писать что-то подобное! Единственное, что скажу, — именно после прочтения такой книги особенно ярко понимаешь, чем книги лучше фильмов!

Да, есть фильм, и он хорош настолько, насколько вообще может быть хорош фильм. Но это просто фильм, картинка! В нем все правильно и точно, но нет главного, — чувства!

Что в книге лучше всего? Последние страницы... на которых уже нет чудес, нет мистики и нет ничего особенно страшного, кроме самой жизни, слишком долгой жизни главного героя. И его рассказа о коротких жизнях тех, кто был с ним рядом. Это невозможный и самый простой рассказ, от которого сжимается сердце.

«Бедный Джон Коффи... И бедный Пол Эджкомб»... И бедные мы все, кого угораздило родиться в этом мире, бедные, даже если богатые и счастливые.
Потому что «Планета вращается, знаете ли. Можно вращаться вместе с ней, а можно зацепиться за что-то и протестовать, но тогда тебя свалит с ног». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий