воскресенье, 7 мая 2017 г.

Эрих Мария Ремарк, «Жизнь взаймы»



«Не иметь будущего — это почти то же, что не подчиняться земным законам». 

Больше всего жалею о том, что свое знакомство с писателем начала именно с этой книги. Потому что на этом все и закончилось... Не могу и не хочу я больше читать произведений Ремарка, не мой это автор!

Хотя сказать, что книга не понравилась, не могу, тем более, что прочла ее в самом подходящем возрасте, — лет в шестнадцать. Для романтически настроенных, меланхоличных девиц — самое то, а я именно таковой и была. Но даже и для меня это показалось слишком...

Что «это»? Сюжет романа. Еще Пушкин писал, что чахоточная дева — непростительный штамп. А тут как раз она, Лилиан, прекрасная, несчастная, смертельно больная туберкулезом девушка. Которая прекрасно понимает, что дни ее сочтены, и хочет остаток жизни провести не в санатории, среди больных и умирающих, а во всем мире, узнать хотя бы часть этой прекрасной жизни. А тут как раз и появляется гонщик Клэрфэ, с которым они полюбят друг друга. Или им покажется, что полюбили, потому что надо же испытать и это чувство, ради которого, собственно, люди и живут.

Печально? Очень! Но как-то недостоверно, что ли... Герои какие-то ненастоящие, их поступки тоже странны, да и сама любовь... когда и с чего они вдруг полюбили друг друга? И в чем это выражалось?

Им трудно сочувствовать, их трудно понять, их трудно даже представить. Они для меня остались именно книжными персонажами, а не живыми людьми.

А потом я узнала, что у Ремарка чуть ли не в каждой книге есть и гонщик с трудной судьбой, и смертельно больная дева, прекрасная, бесплотная, богатая и умирающая от чахотки... и не стала читать больше книг этого автора! Просто боюсь, что во всех героях буду видеть Лилиан и Клэрфе.

1 комментарий:

  1. "Не могу и не хочу я больше читать произведений Ремарка, не мой это автор!"

    Это зависит от того, с какой именно стороны Вы хотели посмотреть на Ремарка? Я в прошлом году устроил себе марафон из последовательного прочтения "Чёрный обелиск", "Время жить и время умирать" и "Искра жизни". И это очень тяжёлые книги как в плане происходящих событий (перед Второй мировой, после перелома ВОВ и изнутри одного из концлагерей), так и авторского стиля. Как-нибудь можете попробовать одну из них. Порекомендовать какую-то одну из них не берусь.

    ОтветитьУдалить