воскресенье, 22 октября 2017 г.

Всеволод Крестовский, «Тьма египетская», «Тамара Бендавид»


«Девушка почувствовала, как в душе ее что-то болезненно сжалось и заныло, точно бы вдруг прозвучал там какой-то резкий диссонанс, мгновенно нарушивший всю, только что налаженную, гармонию ее внутренноего мира. «Христиане»... те самые христиане, к которым она так стремится!»©


Даже удивительно, почему эту книгу я с таким интересом и удовольствием «проглотила» в первый раз и почему она совершенно «не перечитывается» во второй! Хотя что же тут не ясного, при первом прочтении была интрига, да еще какая, а теперь что... теперь-то я знаю, как будут обстоять дела дальше.

Основа романа — обычная мелодрама. Некий подлец, охотник за большим приданым, соблазняет генеральскую дочку Ольгу, и вот, когда дело было уже совсем «на мази», встречает другую, неизмеримо более богатую, Тамару.

Он, конечно, без всякого труда очаровывает и эту вторую, она готова ради него на все, но тут трудностей поболее, чем с Ольгой. Тамара — еврейка, да не простая. а внучка самого богатого и родовитого еврея города Украинска! Сама-то девушка, понятно, готова бежать за любимым куда угодно, отказаться от всего, принять христианство и т.д., но вот кто ж ее отпустит... И, если ей все же удастся вырваться, не потеряет ли она все богатство?

Ну вот такая, вполне банальная трагикомическая история, из которой можно сделать и уморительную комедию в духе «За двумя зайцами». Но тут нет, тут разворачивается настоящая драма, которая захватывает не только этот «треугольник», а куда большее количество людей. И именно из-за происхождения Тамары, которой сбежать за любимым оказалось не так просто...

Об этом будут многочисленные и совсем не лирические отступления, связанные как раз с бегством Тамары и трагическими последствиями ее смелого и безрассудного поступка.

Интрига, действительно, крепкая, — для первого прочтения. Но главное в книге не эта мелодраматическая история, а совсем другое! И этого никто не скрывает, это будет понятно с первых страниц.

Борьба евреев и христиан за одну-единственную душу и, безусловно, за ее вполне материальные деньги, — вот что там главное! Мелодрама прикрывает антисемитский бред на тему «какие плохие жиды»! И погромы, если они и были, были вполне себе справедливы. Подлые жиды за своей Тамарой пришли к православному монастырю и начали поганить христианские святыни, так что с ними надо было делать? Бить, конечно!

Ну, это простые люди так думают, и думают вполне справедливо, так? А те, кто привык копать поглубже, готовы были бы убить «их» уже после страстной речи рабби Ионафана, с которой читатели имели счастье ознакомиться в самом начале.

Ну а после прочтения дневников самой Тамары, описывающей не только ее счастливую жизнь, но и отвратительные обряды «жидовства», все становится еще более понятно, — книга-то антисемитская! Потому и не получила достаточного распростронения, ни отзывов не найти, ничего...

В любительницах мелодрам незачем возбуждать глубокие мысли обо «всяком таком», незачем им особо думать, им книг про подлецов и обманутых бедняжках без всякого подтекста хватает! Ну а любителям всякой «глубизны» хватит и книжек Григория Климова (читала отрывки, некоторые — буквально копипаст с дневников Тамары).

Таким образом книга может быть признана не только антисемитской, но и экстремистской, призывающей «бить жидов, спасать Россию». А это, в сложившейся далеко не сегодня ситуации, никому не нужно. В первую очередь самим «жидам»...

Но не только из-за своеобразного  отношения автора к «еврейскому вопросу» книга не получила достаточного распространения! А из-за того, что читать ее порой очень скучно. Особенно вторую часть, — «Тамара Бендавид», где уже принявшая христианство и разочаровавшаяся в любимом Тамара стала сестрой милосердия, потом сельской учительницей. То есть злоключения самой героини вполне читабельны, а вот метания Каржоля и Ольги можно смело пропустить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий