суббота, 6 января 2018 г.

Юрий Карабчиевский, «Каждый раз весной»


«Я скажу тебе, что ты думала. Что вечный предатель, я не мог не предать тебя и в этот момент, или, скажем так: твой последний момент не мог не попасть на мое предательство… Ты так не думала? Не надо, мама, вовсе не обязательно меня успокаивать, мне незачем, не за что быть спокойным. Я — знаю!»©


Пронзительная повесть, в которой автор рассказывает о самых трагичных моментах своей жизни, — об умирании матери. То есть это не повесть, это письмо в никуда, ей, написанное не для того, чтобы оправдаться, а просто для того, чтобы еще раз пообщаться с ней. Сказать все то, что не успел, не захотел сказать раньше.

Этот период умирания занял всего несколько дней, — инсульт, госпитализация, несколько дней и ночей в больнице, смерть... Она была без сознания и по уверению врача «не страдала», так что можно бы быть спокойным. Ведь ей не тридцать и не пятьдесят, и мы всегда опаздываем, всегда что-то делаем не так, и все равно когда-то это должно было произойти, так почему бы и не вот так, — безболезненно, бессознательно, довольно быстро, дышала — и перестала...

Но сколько всего вошло в ту предыдущую, совместную с матерью жизнь! И в уже не совместную, в ту, которая стала уже подготовкой умирания. Те несколько часов, в которые можно было еще что-то изменить, предотвратить...

Знаете, даже сознание того, что ничего нельзя предотвратить и «когда-то это должно было произойти» ничего не меняют и никакой вины не снимают. И автор предельно безжалостен к себе.

«Как бы так угадать, чтоб последние слова, которые мы говорим человеку, с которым больше никогда не увидимся, были добрыми, хорошими словами, чтоб горечь потери была потом навсегда для нас окрашена тихой радостью чистой совести? Кто может знать при слове «расставание», печаль моя светла… Как бы так угадать?»©

Комментариев нет:

Отправить комментарий