вторник, 27 декабря 2016 г.

Борис Васильев, «Иванов катер»



«Иван никогда не завидовал ни молодости, ни здоровью, ни силе, но счастью завидлвал. Выпадает же такой номер людям, как выпал Васе и Лидухе. И любовь есть, и дружба, и время пожить, детей воспитать, и женить их, и нянчить внуков, и спокойно, с достоинством рассчитаться за прошлое в окружении тех, с кем рядом прожил эту жизнь. Об этом и должно мечтать человеку, и завидовать этому не грех, потому что рожден человек для доброго труда и очень простой радости»


Вот такая простая повесть о трудовой жизни небольшого экипажа катера. Что может быть интересного в обычной работе такого суденышка, которое возит грузы с одного берега Волги на другой? Не океанский лайнер, ни путешествий, ни открытий.

Что интересного в любовном треугольнике, возникшем среди трех человек этого катера? Да и какой там треугольник, никаких особых взрывов и трагедий не произошло, юбила девушка капитана, полюбила механика, ни дуэлей, ни драк.

А вот поди-ка, оторвись!

Потому что с трагедии все и началось, — покалечился старый механик, стал инвалидом, а у него семья большая, долги... Но помощник капитану нужен, вот и появился Сергей. Неплохой, на первый взгляд — даже очень хороший человек, и мастер на все руки, и красивый-молодой, и веселый, говорить умеет, компанию поддержать, выгоду свою и общественную хорошо чует! Мечта.


Но вот что думал Иван, пожилой, бывший фронтовик, любящий своего единственного матроса Еленку, когда брал такого хвата?! Да вот не учел того, что Еленка-то не просто матрос, а еще и молодая симпатичная женщина, которой больше, чем ему, нужен и дом, и быт, и любовь, и дети! Да, она любит Ивна, а может, просто благодарна, но весь их «быт» — этот катер, больше ничего... Ну и сама любовь-то любовью, но не скучна ли такая любовь молодой женщине? Она еще и не видя Сергея уже подумывала о молодом-красивом-веселом новом сотруднике. Она думала, а Иван-то и не вспомнил о том, что она — молодая, но одинокая и бездомная женщина, которой может быть мало его осторожной, сдержанной любви и тесного катера.

И главное — сам ведь хотел и семьи, и налаженного быта! Почему же он так неосмотрительно, ни отношений с Еленой не зарегистрировал, ни дом не попытался устроить, ну, хоть комнату в общежитии для начала?


 И ведь был же у них пример перед глазами, — старый шкипер с женой, полулегально доживающие свой век на брошенной барже. Он и себе хотел такую же судьбу? Ну ладно — себе, но Елене?


Ах, если бы Иван раньше задумался о том, как им наладить, устроить свои жизни! Если бы, если бы, если бы... «Встать бы Никифорову на шаг правее...».


Редко какая книга заставляет так проникнуться судьбами героев, так переселяет в их мир, будит желание принять участие, помочь, подсказать, предостеречь. И редко бывает так, что простая, бытовая повесть о жизни, обретает силу и глубину философской притчи, заставляя задуматься о своей жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий